Обзор вспышек для дентальной фотографии. TwinLight Фотооборудование "СтомПром" - интернет-магазин для стоматологов. Учебный центр для стоматологов Nikon R1 для дистанционного управления

Благодаря подвижным шарнирам крепления и откидным головам выспышек, их можно легко развернуть вдоль объектива, что позволит сделать четкие фотографии в дистальных отделах полости рта в зеркало и без него и заменит вам стандартную кольцевую вспышку

В комплект входит универсальное крепление TwnBracket, две мануальные вспышки с режимом поджига от импульса света, инфракрасный фильтр для встроенной в камеру вспышки и два рассеивателя света.

Инструкция к TwinBracket Flash set:
1. Установите крепление на камеру и затяните фикструющий винт
2. Установите крепление инфракрасного фильтра в “башмак” камеры и установите ИК-фильтр на крепление. Откройте встроенную вспышку,
3. Настройка вспышек.
Установите батарейки АА или аккумуляторы АA в вспышки
Включите вспышки зажав кнопку ON. Нажмите на красную лампочку Pilot для проверки вспышки.
Нажмите кнопку SET и стрелкам влево или вправо установите мощность вспышек на положение 1/16
нажмите кнопку S1 или S2, чтобы перевести вспышку в режим управляемой.
Внимание! В зависимости от камеры и положения вспышек вы можете получить черный фон на фотографии. В этом случае необходимо изменить канал управления на S2 или S1

Характеристики

  • Материал: металл
  • Производитель: by Aslan Sheudzhen, Россия

Есть готовые решения.

В современной стоматологической практике уже достаточно хорошо интегрирована дентальная фотография. Ведь это не только цифровые технологии для демонстрации пациентам, но еще и документ, как карточка пациента, если фотографии сделаны в формате Raw. Комплект для дентальной съемки включает в себя камеру, макрообъектив и вспышку.

Этот обзор будет посвящен вспышкам.

Самое просто решение это кольцевая вспышка.

Их много, но те, на которые стоит обратить внимание

Canon MR-14EX и ее копии Viltrox j670, Yongnuo YN14M, и прочие кольцевые вспышки типа Brilliant macro flash, Nissin MF 18, Sigma EM-140DG, Metz MS-1.

Самая бюджетная из хороших кольцевых вспышек - это Viltrox jy670. Цена в России от 9 000 руб.

Кольцевая вспышка минимально достаточна для протоколирования в ежедневной практике. Но такой вариант не подойдет для передачи цвета в лабораторию, так как свет распространяется вперед, соосно объективу. Также, если нужно получить "художественные" фото, то нужно снимать вспышку с объектива и отодвигать в сторону и "играться" светом. Но жесткий провод тянет ее обратно, что крайне неудобно, без ассистента справиться не возможно. В этом плане у беспроводной Metz есть преимущество.

Для передачи информации в лабораторию необходимы биполярные вспышки.

Есть готовые решения.

Nikon SB-R200 KIT R1C1: Su-800+SB-R200+SW11 (от 50 000 руб.).

Canon MT-24EX (от 48 000 руб.).

Yongnuo YN-24EX Macro TTL для Canon. Цена в России от 14 000 руб.

Sony HVL-MT24AM (Minolta Macro Twin Flash 2400).

Sony теперь доступны только б/у версии или в версии б/у Minolta, но такая вспышка будет работать только через переходник на новых камерах, так как теперь используется разъем не под Minolta, а новый multi interface shoe. То, что отличает ее от вспышек Nikon и Canon - выносные "рожки" для вспышки.

Кстати, по исследованиям группы ученых, биполярные вспышки типа Nikon R1C1 и Canon mt24x работают как биполярные на родном кольцевом креплении только с объективами 60 мм независимо от того, какая камера используется, а на 105 мм они дают эффект кольцевой вспышки. Поэтому для них рекомендуется покупать крепления для выноса вспышек дальше от объектива. Такие крепления позволяют разместить сами вспышки перед объективом под углом 45°, что даст максимально естественное распространение света и более точную передачу цвета для лаборатории.

Вот, что доступно для приобретения для биполярных вспышек R1C1 и mt24ex.

Photomed R1 - была только для r1c1, снято с производства.

Photomed R2 уже вышел как под r1c1, так и под "горячий башмак". Есть варианты с шарнирным креплением или более жестким. Цена от 280$ без доставки. Цена в России от 27 500 руб.

Из плюсов этого крепления - отличный контроль над распространением светового потока по отношению к объекту съемки. Из минусов - слишком много подвижных компонентов, что усложняет настройку под ежедневный протокол, особенно если в клинике камерой пользуется много врачей и ассистентов.

OwlBracket. Аналог Photomed R2, но усовершенствовали добавив шкалу с градусами поворота, что упростит настройку. Цена от 300$.

Albatros Medical Close-Up Bracket "Scorpion" (125 eвро). Есть трудности с доставкой в Россию, на сайте при покупке это конструктор - вы собираете то, что вам нужно, для тех кто только начинает и не знает, что нужно может быть не очень удобно.

Сейчас также поступают в продажу крепление от Miladinov Milos - MOLARIS (320 евро). Крепление красивое, но эргономика нарушена, так как выходит за задний край камеры.

Axis by spectrolab (200 евро). Крепление имеет жёсткую фиксацию вспышек под 45°, но выходит прямо под рукояткой камеры, что нарушает удобство хвата. Плюс подходит только для фронтальных фотографий.

Все эти варианты в основном только под вспышки Никон и Кэнон. Стоимость комплекта со вспышками колеблется от 60 до 90 тысяч рублей.

Также можно использовать как биполярные вспышки комплекты из компактных вспышек Canon 270 EX II, которые могут подключаться либо напрямую к камере, либо через трансмиттер Canon ST-E2. Стоимость такого комплекта от 28 000 руб.

Nissin i40 также подключаются к встроенному трансмиттеру, но не во всех камерах есть встроенное управление вспышками. Стоимость от 28 тысяч за комплект из двух вспышек.

Viltrox JY-610 - аналог Canon 270 EX II. Самый доступный вариант биполярных вспышек. Есть версия под Nikon, Canon и универсальная с поджигом по центральному контакту для камер Sony, Pentax, Olympus. Если у вас в камере нет возможности управлять вспышками с камеры, то у вас все равно есть выход. Вспышки Viltrox поджигаются либо через радиосинхронизаторы, либо от третьей вспышки, установленной на камеру через встроенную световую ловушку. Стоимость в России в среднем 8 000 или 12 000 руб. за две или три вспышки соответственно.

Но если со вспышками все достаточно просто и понятно, то с креплениями все иначе.

В России можно найти не многое, основное - зарубежные онлайн торговые площадки.

O-Ring. На картинке выглядит более опрятно, чем на самом деле. По факту это два крепления C-Bracket, соединенных вместе. Все приходит в разобранном виде и собрать без усилий не получится. Крепление очень громоздкое. Стоимость 700 - 1 000 руб.

Есть множество вариантов с "усами". Все китайские крепления длинные и достаточно быстро приходят в негодность. Цена 1 000 - 2 000 руб.

Из деталей на Ebay можно собрать аналог Photomed R1.

Будет крайне бюджетно, по факту - тяжелое. Горизонтальная планка разворачивается. Вариант не применим в повседневной практике. Цена до 4 000 руб.

TwinBracket. Крепление разработано и производится в России. И на сегодняшний день этот проект представляет целую экосистему для фотографии в медицине и стоматологии в частности.

Крепление TwinBracket - универсальное, компактное, эргономичное, дает возможность оптимального размещения стандартных вспышек.

Также есть TwinBracket с удлиненной базой для Nikon R1C1 и для Canon MT24 EX, но вы также можете использовать эту версию и под другие вспышки.

Наиболее интересным продуктом линейки является TwinLight - это система универсальных биполярных вспышек, которая будет работать со всеми камерами, у которых есть разъем "Горячий башмак" для установки вспышек и встроенная вспышка.

Благодаря подвижным шарнирам крепления и откидным головам вспышек, их можно легко развернуть вдоль объектива, что позволит сделать четкие фотографии в дистальных отделах полости рта в зеркало и без него и заменит вам стандартную кольцевую вспышку.

В комплект входит универсальное крепление TwinBracket, две мануальные вспышки с режимом поджига от импульса света, инфракрасный фильтр для встроенной в камеру вспышки и два рассеивателя света. Цена за комплект 20 000 руб.

Но так как весь проект - это отдельная экосистема продуктов, то авторы проекта добавили в линейку продуктов еще и поляризационные фильтры для отсекания бликов и передачи информации в лабораторию.

Виктор Щербаков

врач-стоматолог, клиника эстетической стоматологии Royal-Dent (Москва)

Интерес врачей к теме дентальной фотосъемки становится все более выраженным. Многие стоматологи, перед тем как приобрести собственный фотокомплект, хотят узнать о том, на что их камера будет способна: «Смогу ли я получать фотографии, как в красивых журналах?», «Будут ли зубы на моих снимках смотреться правдоподобно и привлекательно?»

Как правило, перед покупкой оценивается количество мегапикселей, размер матрицы, качество объектива. Все это достаточно важные аспекты, на которые, безусловно, нужно обращать внимание, однако есть один главный секрет для получения действительно качественных фотографий, который многие люди упускают из виду, - свет.

Человек может обладать самой дорогой камерой в мире, но без понимания основных принципов правильной постановки света он, скорее всего, будет разочарован несоответствием ожидаемого качества изображения и полученного результата.

Однако, если знать о том, какие аксессуары и оборудование используются в фотографии для передачи освещения и владеть техникой их использования, можно создавать потрясающие изображения с помощью камеры самых скромных возможностей.

Современная стоматология немыслима без фотографии. Ремесло фотосъемки столь тесно вплелось в практику врачей, занимающихся различными видами эстетической реабилитации, что теперь она сопровождает практически каждый клинический случай.

И это неудивительно. В наше время в связи со стремительным усложнением методов стоматологического лечения и все возрастающей потребностью в сложных эстетических преобразованиях улыбки фотография приобретает все большее значение. Она используется для формирования профессионального портфолио, в качестве способа коммуникации между доктором и пациентом, а также между членами врачебной команды; в качестве основного средства мотивации пациентов и т. д.

Фотосъемка в стоматологии стала настолько специфична, сложна и многозадачна, что ее можно смело выделить в отдельный жанр. Имя этому жанру - дентальная фотография. Она объединяет в себе принципы макро- и микросъемки, предметной съемки, портретного фотографирования и к настоящему моменту обзавелась целым набором специального оборудования и аксессуаров, позволяющих наиболее эффективно осуществлять фоторегистрацию в сложных условиях полости рта.

Для того чтобы успешно работать в жанре дентальной съемки, необходимо иметь общие представления о принципах фотографирования и о технической изнанке происходящих процессов. Анализируя используемое в фотографии оборудование, мы поймем, что процесс фотосъемки базируется на работе трех основных технических узлов: фотоаппарата, объектива и вспышки.
Фотоаппарат - это, по сути, устройство для запоминания света и основной орган управления процессом фотосъемки. Главным элементом фотоаппарата является светочувствительный сенсор (матрица), который фиксирует падающий на него свет.

Объектив представляет собой определенную оптическую среду, которая позволяет фокусировать свет на матрице фотоаппарата. В дентальной фотографии используются специальные макрообъективы для того, чтобы получать изображение в необходимом масштабе.
Третьим и самым важным техническим узлом фотографии является вспышка. Она позволяет заполнить объект съемки необходимым количеством света. На этом элементе мы остановимся более подробно.

Свет имеет первостепенное значение в фотографии: именно свет, отраженный от различных объектов и попавший на матрицу камеры, в итоге становится фотографией. Жанр дентальной съемки предполагает работу на больших степенях увеличения, расстояние от передней линзы объектива до зубов при этом очень небольшое - всего 15-30 см. В дентальной фотографии, как и во всякой макросъемке, для увеличения глубины резкости приходится устанавливать высокие значения апертуры (f 20-32), что приводит к максимальному закрытию диафрагмы объектива. В таких условиях свету очень сложно проникнуть через объектив на матрицу. Используя постоянное (потоковое) освещение, которое дают лампы и светильники в нашем кабинете, мы неизбежно будем получать слишком темные кадры.

Поэтому приходится использовать вспышки.
В отличие от источников постоянного света, вспышки дают короткий, но очень мощный световой импульс. Вспышка позволяет получать направленный, контролируемый свет необходимой интенсивности, для того чтобы нужным образом освещать предмет съемки.
В дентальной фотографии существует 5 уровней сложности освещения с использованием различных типов вспышек и дополнительных аксессуаров по работе со светом.

Первый - кольцевая вспышка (рис. 1). Наиболее простой и незамысловатый вариант освещения в макросъемке. За счет того, что импульсные лампы кольцевой вспышки располагаются вокруг передней линзы объектива в форме круга, можно получать хорошее заполнение светом при любом, даже самом большом масштабе съемки. Кольцевая вспышка проста в управлении и позволяет легко получать достаточно хорошие результаты (рис. 2). Также она незаменима при регистрации окклюзионных фотографий, выполняемых через зеркало (протоколирование клинических случаев лечения жевательных зубов, фотографии всей зубной дуги и т. д.) (рис. 3).

Рис. 1. Кольцевая вспышка. Рис. 2. Макросъемка с кольцевой вспышкой. Рис. 3. Окклюзионные фотографии с кольцевой вспышкой.

Основные недостатки кольцевой вспышки - резкое бестеневое освещение с формированием ярких бликов в форме кольца на поверхности зуба. Объекты под кольцевой вспышкой чаще всего получаются плоскими и невыразительными. Недостатки кольцевой вспышки особенно остро обнаруживают себя при съемке передних зубов.

Ко второму уровню освещения в дентальной фотографии относятся так называемые биполярные вспышки (рис. 4). Эти устройства оснащены парными излучателями, которые крепятся непосредственно к переднему краю макрообъектива и управляются одним контрольным блоком. Головки вспышек, как правило, могут наклоняться под разными углами к объекту съемки. Такой тип освещения позволяет получать более привлекательную форму бликов, располагающихся на боковых гранях зубов, не закрывая собой важные детали (рис. 5).

Рис. 4. Биполярная вспышка. Рис. 5. Фото с биполярной вспышкой.

Недостаток биполярной вспышки - резкий свет, приводящий к формированию неестественно ярких бликов. Кроме того, у двухламповых систем есть также ограничение по максимальному масштабу съемки: при слишком близком расположении макрообъектива к поверхности снимаемого объекта света от вспышек может оказаться недостаточно. При протоколировании жевательных зубов в крупном масштабе одна из ламп биполярной вспышки может попасть в мертвую зону (за щеку, ретрактор или платок коффердама), что не позволит получить кадр достаточного уровня освещенности.

Освещение третьего уровня сложности представляет собой модифицированную версию биполярной вспышки, излучатели которой крепятся на специальном подвижном кронштейне (рис. 6). Это позволяет более свободно конфигурировать положение импульсных ламп относительно объекта съемки. Кроме того, на вспышки можно установить специальные модификаторы света, которые позволят смягчить его яркость и соответствующим образом получить более привлекательную форму бликов на зубах. К таким аксессуарам относятся баунсеры и мини-диффузоры (рис. 7).

Принцип работы баунсера заключается в том, что свет вспышки, падая на белую поверхность отражателя, частично рассеивается, ослабевает и становится более мягким. Мини-диффузоры пропускают прямой поток света через полотно матовой ткани, что тоже приводит к смягчению блика (рис. 8).
Такой вариант освещения обладает потенциалом не только для стандартного фотопротоколирования, но и для получения художественных фотографий.

Рис. 6. Модифицированная версия биполярной вспышки с подвижным кронштейном. Рис. 7. Мини-диффузор. Рис. 8. Фото с применением мини-диффузора.

Недостаток биполярной вспышки на кронштейне - прежде всего то, что свобода пространственного позиционирования импульсных ламп ограничена мерой подвижности кронштейна. Такая система будет удобной для получения отличных снимков в традиционных ракурсах при относительно простых конфигурациях освещения. Однако для тех, кто захочет пойти дальше, ее возможностей будет уже недостаточно.

Четвертый уровень сложности света в дентальной съемке, который открывает широкие возможности для художественного фотографирования и конфигурирования самых сложных схем освещения, - дистанционная биполярная система с мини-софтбоксами (рис. 9).

В качестве источников света для этой системы предлагается использование накамерных вспышек с поворотной головкой. Обычная мощность таких вспышек для дентальной съемки избыточна, поэтому следует уменьшить параметр интенсивности светового импульса до 1/8-1/16 от максимального.
Для соединения вспышек с фотоаппаратом можно использовать дистанционные радиосинхронизаторы, которые обеспечивают точную высокоскоростную синхронизацию (около 1/300 с) на расстоянии до 100 метров, либо воспользоваться встроенным механизмом дистанционного управления, имеющимся в некоторых современных камерах.

В некоторых случаях дистанционный тип соединения, скорее, не позволяет использовать режим автоматического замера экспозиции TTL, поэтому настройки мощности вспышек необходимо ставить вручную.
Отсутствие кронштейна у такой системы позволяет достигнуть максимальной степени свободы, однако при этом возникает необходимость в обязательной помощи ассистента для позиционирования вспышек в нужном положении.
Важным элементом системы являются софтбоксы. Именно эти аксессуары позволяют получать наиболее привлекательную, художественную картинку с красивой формой бликов на зубах (рис. 10).

Несколько слов о софтбоксах.
Одна из главных задач фотографа и художника заключается в том, чтобы изучить природу света. Иногда свет бывает жестким и дает при этом сильный контраст (прямой солнечный свет / вспышка), а в некоторых случаях свет мягкий и рассеянный (освещение в пасмурный день, дневной свет, падающий из окна).

Софтбоксы были разработаны для того, чтобы смягчить жесткое освещение от небольших источников света (лампы, вспышки) и снизить контраст отображения теней и «световых пятен». Как результат, эти модификаторы света помогают создать мягкое, естественное освещение для съемки как людей, так и объектов, например зубов (рис. 11).

Принцип работы софтбокса таков: вспышка излучателя отражается от серебристых внутренних стен, проходит через внутреннюю перегородку, а затем через передний экран для рассеивания света. Именно в результате того, что диффузия импульса проходит через два рассеивающих полотна, получается мягкий, ровный свет. Соответствующим образом меняется и форма блика. Для этой версии освещения лучше всего подходят небольшие софтбоксы размером примерно 25 на 25 см.

Среди недостатков системы 4-го уровня отсутствие автоматического TTL-контроля, необходимость ручной настройки мощности вспышек, обязательное участие ассистента, а также невозможность съемки окклюзионных фотографий через зеркало - специфика данной системы делает ее для этого слишком неудобной.

Последним, и наиболее творчески перспективным, является пятый уровень освещения - биполярные вспышки на стойках с большими софтбоксами (рис. 12).

В качестве излучателей могут быть использованы студийные импульсные лампы, питающиеся от сети, либо те же накамерные вспышки, что и на 4-м уровне. Главным отличием такой системы является то, что для съемки используются более крупные софтбоксы (50*50 см и больше). Учитывая немалые габариты таких модификаторов света, ассистенту будет неудобно держать их в руках, поэтому лучше всего закрепить их на специальных стойках.

Большие софтбоксы позволяют получить еще более мягкий и рассеянный свет, оставляя на зубах приятные, живые блики. За счет большего расстояния между внутренним и внешним рассеивающим экраном такие модификаторы дают более чистый световой поток и равномерно яркие световые пятна на поверхности объектов. Отражение крупного софтбокса на эмали, реставрационном материале или десне дает возможность передать не только оптическую структуру и цвет изображения, но и его объем, текстуру, рельеф (рис. 13).

Хотя вкусы у разных фотографов различаются, большинство согласится с тем, что, когда речь идет об осветительных приборах, действует правило: чем больше, тем лучше.
Недостатком системы пятого уровня является, прежде всего, громоздкость, которая не позволяет достаточно свободно манипулировать положением вспышек. Если для съемки используются студийные импульсные лампы, это добавит дополнительных проводов для подключения их к сети. В системе 5-го уровня, точно так же, как и в 4-й, нет возможности делать съемку в режиме автоматического контроля экспозиции TTL.

Однако, несмотря на все недостатки, только система 4-го и 5-го уровней обладает потенциалом для получения по-настоящему высокохудожественных фотографий. То качество снимков, которое обеспечивает применение модификаторов света, стоит любых неудобств.

Для того чтобы успешно использовать системы освещения 4-го и 5-го уровней, необходимо знать общие принципы работы с софтбоксами.
Чем больше размер источника света, тем больше след-отражение и мягче свет.
На следующих двух фотографиях показаны схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров. Рядом приведены примеры того, как меняется изображение (рис. 14-15, 16-17).

Рис. 14. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото. Рис. 15. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото. Рис. 16. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото.
Рис. 17. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото.

Чем ближе источник света, тем больше его отражение.
Многие полагают, что, если отодвинуть софтбокс дальше от объекта, свет получится мягче и более рассеянный. На самом деле источник света становится меньше и, следовательно, выше контраст, тем самым нарушается основное правило использования софтбокса.
Применяя софтбокс для съемки, важно помнить: чем ближе к объекту вы его поместите, тем мягче будет освещение (рис. 18-19, 20-21).

Рис. 18. Изменение освещения в зависимости от близости расположения софтбокса. Рис. 19. Изменение освещения в зависимости от близости расположения софтбокса. Рис. 20. Изменение освещения в зависимости от близости расположения софтбокса.
Рис. 21. Изменение освещения в зависимости от близости расположения софтбокса.

Чем больше угол падения света на зубы, тем больше контрастных теней.
Если софтбоксы расположены фронтально к лицу пациента, свет от них будет заполнять всю полость рта, практически не оставляя теней. Изображение в таком случае получится слишком мягким и светлым (рис. 22, 23). Если вспышку расположить сагиттально под большим углом к поверхности, световые пятна сместятся на боковые грани зубов и наиболее выступающие детали рельефа. Тени при этом станут более контрастными. При такой конфигурации расположения вспышек лучше просматривается текстура поверхности (рис. 24, 25).

Рис. 22. Фото при фронтальном расположении софтбокса. Рис. 23. Фото при фронтальном расположении софтбокса. Рис. 24. Фото при сагиттальном расположении софтбокса.
Рис. 25. Фото при сагиттальном расположении софтбокса.

Изменяя схему расположения источников освещения, мы можем получать картинку того качества, которое нам нужно, подчеркивать именно те детали снимаемого объекта, которые мы хотим показать в наиболее выгодном свете.

Художественная фотография

Несмотря на существующие мнения о том, что главной и единственной целью стоматологической фотографии должна являться передача достоверной информации о внешнем виде и состоянии органов полости рта, несмотря на то что некоторые специалисты склонны сводить суть дентальной съемки к сухому фотопротоколированию, интерес все большего числа врачей обращается в сторону художественной дентальной фотографии.

Художественная фотография переступает через ограничения, превращаясь из способа отражения клинической действительности в настоящее искусство. Главное отличие художественной съемки - ее место в нашей стоматологической жизни. Такие фотоснимки делаются для того, чтобы выложить их на специализированных интернет-площадках для демонстрации своего профессионального уровня; для публикаций в печатных изданиях; для обложек журналов; в качестве материала для учебных программ и т. д.

Тем, кто увлечен фотографией и стремится улучшить качество своих снимков, следует знать, что для создания подобных работ не требуется какой-то сверхдорогой профессиональной техники. Все, что необходимо, - это понимание особенностей поведения света. Нужно знать, каким именно способом можно добиться требуемого освещения, как следует расположить источник света относительно объекта съемки и какой при этом выбрать ракурс.
В художественной фотографии допустимы приемы, находящиеся за пределами классической дентальной съемки. Основным инструментом все так же остается софтбокс.

Контровое освещение

Ко́нтровый свет - освещение в фотографии, при котором источник света располагается позади объекта съемки на близком расстоянии от него. Такое освещение дает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Источник необязательно должен находиться ровно позади объекта, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. С помощью контрового освещения можно наиболее детально передавать фактуру поверхности зуба и его микрорельеф (рис. 26-39).

Рис. 26. Фото с применением контрового освещения. Рис. 27. Фото с применением контрового освещения.

Кольцевая вспышка – это незаменимый аксессуар для макросъемки, необходимый для создания хорошо освещенных качественных фотографий макро. В сегодняшней статье мы рассмотрим пять лучших кольцевых вспышек, сочетание цены и качества которых делает их отличными аксессуарами для каждого фотографа.

Освещение является одним из наиболее важных аспектов в фотографии. Без хорошего света, даже самые убедительные сюжеты не будут выглядеть внушительно на фотографии. Умение управлять светом и использовать его в своих интересах это большое мастерство, которое должен освоить каждый, кто хочет серьезно заниматься фотографией. Легкодоступные аксессуары, такие как вспышки могут стать отличными помощниками в работе новичков. Даже в солнечный день, вспышка может быть удобным инструментом для заполнения теней.

Когда дело доходит до макросъемки, кольцевая вспышка позволяет снимать с более узкими отверстиями диафрагмы, тем самым обеспечивая достаточную глубину резкости, необходимую для резкой фотосъемки субъекта. Необходимость использования именно кольцевой вспышки в макросъемке заключается в том, что обычная вспышка будет освещать объект только с одной стороны, а именно сверху вниз, тем самым создавая непривлекательные лишние тени.

Что следует учитывать при покупке кольцевой вспышки

Ведущее число (GN)

Ведущее число обозначает мощность вспышки, и измеряется в метрах при ISO 100 и f/1. Что бы вычислить диапазон, необходимо разделить GN на используемое фактическое отверстие диафрагмы. Так, ведущее число 16 говорит, что вспышка будет обеспечивать нормальную освещенность на расстоянии 2 метра, при f/8.

Кольца адаптера

Большинство вспышек для макросъемки соединяются с объективом через специальный адаптер. Резьба не всех вспышек сочетается со всеми объективами, это может вызвать необходимость приобретения дополнительных адаптеров.

Лучшая кольцевая вспышка – Orbis Ringflash Adapter

Стоимость вспышки для макро составляет примерно 230 долларов. Эта вспышка подходит по дизайну и конструкции к большинству фотоаппаратов. В отличие от других кольцевых вспышек, Orbis не крепится непосредственно на объектив, вместо этого вы все время должны поддерживать её, так как она может двигаться по самому объективу. Отдельный аксессуар для крепежа стоит еще дополнительно 80 долларов.

Впервые впечатления об Orbis Ringflash Adapter весьма двусмысленны, с одной стороны вспышка громоздкая и немного неудобная, но зато предоставляющая хорошее освещение. По сравнению с другими кольцевыми вспышками в статье, эта выглядит наиболее массивно и из-за этого может отпугнуть некоторых насекомых.

Преимущества: Orbis предлагает отличное соотношение цены и качества, она обеспечивает яркий свет.

Недостатки: Громоздкая для макросъемки и требует дополнительных аксессуаров.

Лучшая кольцевая вспышка – Nissin MF18 Macro Ring Flash

Стоимость кольцевой вспышки Nissin MF18 Macro Ring Flash составляет 450 долларов, она может похвастаться впечатляющим ведущим числом 16 при ISO 100. Вспышка совместима с E-TTL II и может работать в беспроводном режиме. Кроме того доступны обновления прошивок, которые можно найти на официальном сайте Nissin.

Вспышка для макро производит отличное впечатление, она кажется надежной и прочной и поддерживает шесть переходных колец на 52, 58, 62, 67, 72 и 77 мм (кольца на 49, 55 и 82 мм могут быть приобретены отдельно).

Вращающаяся головка вспышки разработана очень предусмотрительно, она может принимать два положения, так что бы лампы могли быть расположены на близком и дальнем расстоянии друг от друга.

Преимущества: Простота в использовании и возможность использования разных конфигураций.

Недостатки: Громоздкий дизайн.

Лучшая кольцевая вспышка – Metz 15 MS-1

Стоимость модели составляет около 450 долларов и это самая компактная и портативная вспышка для макросъемки в нашей сегодняшней статье. Управление батареей, дисплеем, показывающим настройки вспышки и конденсатор – все это установлено уже в самой Metz 15 MS-1, и не связано с горячим башмаком.

Эта кольцевая вспышка невероятно компактна, поэтому оно идеально подходит для съемки макро, она без труда поместится в дорожную сумку во время путешествий и не станет лишним грузом во время путешествий. Кроме того, модель предлагает возможность использования через беспроводное управление.
Еще одним преимуществом является то, что для работы вспышки необходимо только две батарейки типа ААА, в то время как другие (кроме Orbis) требуют четыре батарейки АА.

Преимущества: Легкая и компактная, простая в использовании, работает от пары батареек ААА.

Недостатки: Экран и элементы управления на меньшей стороне.

Лучшая кольцевая вспышка – Sigma EM-140 DG Macro Flash

Стоимость вспышки составляет 500 долларов, она включает в себя массу необходимых дополнительных функций, в том числе высокоскоростную синхронизацию, возможность блокировки вспышки, синхронизацию по второй шторке и многопользовательский режим. С ведущим числом 14 при ISO 100, она идеально подходит для работы с малого расстояния.

Для более сложных вариаций освещения предусмотрена специальная функция беспроводной вспышки, сочетаемая с другими совместимыми вспышками. Макро вспышка производит впечатление мощной и надежной, хотя внешне выглядит громоздкой.

В комплекте есть переходное кольцо на 55 мм и 58 мм, которое сочетаемо с Canon MP-E 65 мм F / 2,8 и EF-S 60 мм F / 2,8. Несмотря на то, что Sigma предлагает множество дополнительных функций, некоторые отзывы свидетельствуют о том, что она не очень удобна в использовании, и её мощности не всегда хватает.

Вспышка поворачивается, чтобы отрегулировать положение света, есть встроенная функция моделирования, помогающая в фокусировке в темных условиях освещения.

Преимущества: Множество дополнительных функций.

Недостатки: Выглядит немного старомодным и неуклюжим, не очень удобен и предлагает только два адаптера.

Лучшая кольцевая вспышка – Canon Macro Ring Lite MR-14EX II

Стоимость вспышки составляет 960 долларов и это самая дорогая модель в нашем сегодняшнем обзоре. Это новая улучшенная версия вспышки для макро, имеющая ряд преимуществ по сравнению с Canon Macro Ring Lite. В модели предусмотрено 12 пользовательских функций и новый рычажок, позволяющий в одно касание, быстро и легко прикрепить вспышку к фотоаппарату.

Ведущее число вспышки 14, она предлагает новейший точный замер E-TTL II, высокоскоростную синхронизацию и другие дополнительные режимы, в том числе возможности беспроводного использования.

Вспышка выглядит современной, её интерфейс простой и понятный, а процесс регулировки мощности удобный и отзывчивый.

Преимущества : Отличное качество сборки, интуитивно понятный интерфейс и отличные функциональные возможности.

Недостатки : Высокая стоимость и совместимость только с объективами Canon.

Заключение

Все представленные в обзоре кольцевые вспышки имеют свои преимущества и недостатки, каждая из них станет отличным спутником для фотографов с разными предпочтениями. Кто-то приобретет более дешевую, но качественную Orbis, а кто не пожалеет денег на Canon MR-14EX II.

Безусловным лидером является вспышка для макро Canon Macro Ring Lite MR-14EX II, представляющая собой простой и многофункциональный аксессуар для профессиональной съемки макро. Она имеет удобные элементы управления и обеспечивает яркий красивый свет. В тоже время, вышеупомянутая Orbis неудобная и слегка громоздкая и для нормального функционирования требует дополнительных атрибутов.

Metz 15 MS-1 компактный и легкий, работате всего от двух батареек, вспышка портативная, хотя не совсем удобная в работе. Sigma также не очень удобен в работе, требует дополнительного времени, для выяснения свойств разных функций. Nissin гораздо более интуитивный и простой. Все три модели находятся примерно в одном ценовом диапазоне, что делает их доступными для фотографов любителей.

В настоящее время в России все большей популярностью среди стоматологов начинает пользоваться дентальная фотография, которая решает задачи диагностики, мотивации пациента, последовательности лечения и регистрации стоматологического статуса. Информационная ценность каждой фотографии зависит от возможности ее сравнения с подобными фотографиями других пациентов или этого пациента в динамике. Поэтому для корректного сравнения внутриротовые снимки должны выполняться в заданной композиции и по заданному алгоритму.

Стандартизация дентальной фотографии

Прежде всего дентальная фотография должна проводиться регулярно, начиная с первого визита в клинику и каждому пациенту. Это необходимо для сравнения клинических случаев с архивными данными, данными других стоматологов и клиник. Для того, чтобы у специалистов из разных областей стоматологии не возникало трудностей в обработке полученной информации необходимо стандартизировать дентальную фотографию

2. Профиль;

  • Анфас;
  • Анфас (с улыбкой пациента);

3. Панорамная съемка в двух положениях;

  • Челюсть сомкнута;
  • Челюсть разомкнута на 1-2 мм.;

4. Оклюзионная фотография;

  • Верхних зубных рядов;
  • Нижних зубных рядов;

5. Латеральная фотография (со стороны щеки);

  • Правой части зубных рядов;
  • Левой части зубных рядов;

6. Съемка верхних резцов на просвет;

7. Съемка нижних резцов на просвет.

Техническое оснащение

В техническое оснащение стоматологического кабинета может подойти любой современный цифровой фотоаппарат. Но замечу сразу, использование непрофессиональных камер, в народе мыльниц, ухудшает качество полноценного снимка и не сможет передать необходимую Вам информацию. Лучше всего использовать зеркальные фотокамеры, они быстрее и легче в использовании, а качество снимка поможет Вам добиться желаемого результата и получить максимум информации. Выбор технического оснащения клиники (кабинета) зависит на прямую от целей, которые вы преследуете, делая дентальную фотографию. В данной статье опубликовано оптимальное соотношение фототехники принятое ассоциацией стоматологов Великобритании:

  • Canon 70D;
  • Вспышка для макро съемки ‘’Canon Macro Ring MR-14EX’’;
  • Объектив ""Canon EF 100mm f/2.8 USM Macro Lens Review’’;
  • Карта памяти ""Transcend TS64GB’’, USB шнур (желательно, чтоб длина шнура достигала примерно 3 метра).

Представленный комплект – это оптимальное соотношение цены и качества, прекрасно подходит для протокольной съемки пациента (до, после), полученные работы вы можете смело использовать в презентациях, обмениваться данными с другими специалистами и клиниками. Меня многие спрашивают – «Почему Canon, а не Nikon или любой другой фотоаппарат», ответ прост, выбор техники это абсолютно индивидуальное предпочтение, но если мы хотим понимать друг друга и говорить на одном языке, нам необходимо приходить и вводить единые стандарты не только алгоритма съемки ротовой полости пациента, но и технические особенности. Вернемся к техническому оснащению которое нам также потребуются и помогут облегчить и сократить время съемки пациента:

  1. Ретракторы;
  2. Кристаллические зеркала;
  3. Акклюзионное;
  4. Лотеральное;
  5. Контрастор;
  6. Мягкий ретрактор губ Optra Gate;
  7. Ультрафиолетовая лампа (применяется для выявления флуоресценции зубов и реставрации);
  8. Также нам потребуется пищевая пленка для сменного покрытия камеры на время съемки в полости рта конкретного пациента.

За настройки камеры и качество выполненных снимков отвечает стоматолог, а за комплектность и состояние технического оснащения – ассистент стоматолога, такое распределение обязанностей обеспечивает постоянную готовность стоматологической команды провести дентальную фотографию состояния зубов пациента. В дентальной фотографии применяется макро съемка, а для данного вида съемки мы используем объектив с постоянным фокусным расстоянием 100 мм., это значение позволяет нам добиться минимального искажения снимаемого изображения. Плюс данное расстояние позволит не нарушать личное пространство пациента, не причиняя дискомфорта, сделать свою работу. При работе со вспышкой есть некоторые нюансы, которые стоит учитывать. Встроенная вспышка камеры является слишком мощной для фотографирования с близкого расстояния и расположена в одной точке (для дентальной фотографии требуется двух/трехточечная вспышка или круговая с TTL – контролером). Когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора диафрагма закрывается на заданную величину, а затем система TTL автоматически применяет требуемую экспозицию для конкретного снимка. При съемки кольцевой вспышкой возникают блики, что недопустимо, когда нам нужно передать текстуру зуба, для дальнейшей работы техников. Во избежание бликов мы используем следующее приспособление, так называемая, лебединая шейка. Мы просто переносим вспышку с объектива в сторону и тем самым меняем направление света, что позволяет нам убрать блики. Так же рассмотрим двухточечную вспышку («биполярную»), ее тоже можно использовать для протокольной фотографии пациента, но с ней возникают сложности: она имеет две головы для импульсного света и для получения необходимого результата, который будет нести в себе информацию, требуется гораздо больше времени, что недопустимо в работе с пациентом. Чаще всего «биполярная» вспышка используется техниками. У «биполярной» вспышки есть возможность задавать разную величину импульса и возможностью направлять каждую голову в разные стороны, отражать или направлять пучки света для получения желаемого результата. Особенности съемки заключаются в том, что нет прямых лучей света и тем самым отсутствуют бликования на поверхности снимаемого объекта. Съемка осуществляется следующим образом:

  1. Нам необходимо подготовить площадку для съемки (выбор фона). Можно конечно потратить энную сумму и купить специально предназначенный предметный стол, но можно обойтись без лишних расходов и применить черную матовую ткань;
  2. Так же необходимо применять, так называемые отражатели. Они могут быть выполнены просто из листов ватмана, но желательно взять белый картон.

Панацейных рецептов по съемке не существует, самое важное в данном виде съемки это экспериментировать, задавать разные настройки импульса.

Важно, что камера, при использовании в процессе лечения, является источником перекрестной инфекции. И некоторые специалисты рекомендуют покрывать камеру пищевой пленкой разового применения. Контрасторы применяются для создания стандартного черного фона, контрастирующего вид зубов и зубных секстантов. На фотографиях передних зубов с контрастором лучше выявляются эффекты гало и опалесценции, основанные на разной проходимости света разной длины волны в полупрозрачной эмали. Рекомендую, использовать контрасторы из анодированного алюминия, которые могут автоклавироваться. Однако предстерилизационная химическая обработка может повредить черный слой контрастора, и поэтому контрастор нужно выдерживать до стерилизации только в мыльном растворе. Внутриротовые зеркала представляют собой стекло толщиной в 3 мм, имеющие с двух сторон напыление (металл платиновой группы, который корректно отражает свет и не окисляется подобно серебру). Напыление металла на поверхности стекла обеспечивает четкое изображение, но очень чувствительно к механическим повреждениям, поэтому предстерилизационную обработку внутриротовых зеркал следует проводить в отдельной пластиковой емкости, а автоклавирование в отдельных пакетах, избегая контакта с металлическими предметами. Для дентальной фотографии, как минимум, нужны два зеркала: акклюзионное и боковое. В акклюзионном зеркале проводится фотографирование зубных дуг и оральной поверхности передних зубов, контактов между передними зубами в позиции привычного смыкания, а также передних зубов и премоляров в контакте с зеркальной поверхностью (подобно постановке зубов по стеклу). В боковом зеркале проводится фотографирование жевательной поверхности зубов и секстантов зубных рядов, а также оральной поверхности боковых зубов и вестибулярной поверхности моляров (если потребуется).

Техника фотографирования

Съемка внутриротовой полости, другими словами, дентальная фотография – это довольно сложный процесс, так как мы применяем макро съемку, в которой очень много нюансов. Несколько советов всегда могут пригодиться, особенно когда внутриротовая съемка проводится со специальными приспособлениями.

  1. При макро съемке все настройки фотоаппарата переводятся в ручной режим, в том числе и настройки объектива. Никакого автофокуса, только ручной режим;
  2. Контрастор лучше располагать в области первых/вторых моляров на достаточном расстоянии от фотографируемых зубов, чтобы на поверхности контрастора не образовались светлые пятна в следствие отражения зубов;
  3. Окклюзионное зеркало должно практически лежать на зубах противоположной челюсти, тогда прямое и размытое изображение фотографируемых зубов не будет попадать в композицию снимка. Это правило касается и внутриротового фотографирования с боковым зеркалом;
  4. Чтобы зеркало не потело во время съемки, его необходимо перед применением нагреть горячей струей воды;
  5. Следите, чтобы в кадре с верхними передними зубами в окклюзионном зеркале не был виден нос. Для этого зубная дуга должна равномерно занимать все поле снимка, а передние зубы по оси должны быть у самого края изображения;
  6. Ассистент перед фотографированием сначала удаляет слюну из ретромолярного пространства, продувает жевательные поверхности от слюны;
  7. Для регистрации флуоресценции зубов и реставрации нужно установить на камере светочувствительность на уровне 3200 ISO, отключить вспышку, включить освещение в кабинете и операционный светильник.

Использование данных дентальной фотографии и архивирование

Также необходимо позаботиться об установке софта необходимого для оптимизации всего процесса. Данная программа имеется в комплекте с фотоаппаратом и рассчитана на многопользовательскую установку. Эти программы помогут вам и вашим пациентам в режиме реального времени просматривать сделанные вами снимки и проводить консультацию наглядно. Для архивации данных можно использовать программу FotoStation, которая позволяет сортировать фотографии. Она удобна тем, что не приходится терять много времени на поиск пациента или заболевания, в ней встроен фильтр, который по ключевым словам быстро сортирует и находит необходимые данные. Но нет ничего идеального, к сожалению, эта программа пока не адаптирована на российский рынок, но переговоры с разработчиками ведутся, и цена данной программы составит примерно 500 евро. Для России было проработана более адаптивное решение проблемы. Итак, я предлагаю сделать следующим образом. На сервере клиники создается папка с условным название /dentalphoto, что немаловажно, папка закрывается административными правами и удалить фотографию будет невозможно. В этой папке каждый врач-стоматолог или техник создает свою личную папку /dentalphoto/Иванов И.И.. В дальнейшем специалист заносит своих пациентов по фамилиям в отдельные папки /dentalphoto/Иванов И.И/Алексеев И.И.. Если того требует ситуация в папки с пациентом добавляется ""до"" и ""после"". Таким образом можно оперативно обмениваться данными, между коллегами или отдельно стоящими клиниками. С помощью нехитрой комбинацией кнопок‘’Сtrl+F’’ можно по ключевому слову названия папки быстро и оперативно найти пациента. Для удобства, в название папки можно добавлять заболевания, но это уже по желанию. Установленный в начале работы софт позволяет сохранять данные сразу в указанную папку. Подведем краткий итог дентальной фотографии: профиль, анфас, анфас с улыбкой - 3 фотографии; панорамная съемка верхней и нижней челюсти в сомкнутом и разведенном на 1-2 мм - 2 фотографии; окклюзионная съемка верхней и нижней зубных дуг - 2 фотографии; верхние и нижние боковые зубы - 2 фотографии; верхние и нижние резцы на просвет с применение контрастора - 2 фотографии. Всего получается 11 фотографий. И если сам процесс дентальной фотографии длится 10-15 минут, то обсуждение длится уже час-полтора. После дентальной фотографии состояния зубов и зубных рядов, проведенной в стоматологическом кресле, вы тут же демонстрируете пациенту картину происходящего на большом экране. За время обсуждения пациенты делают для себя много открытий и о состоянии своих зубов, и о последствиях, как недостаточной гигиены полости рта (наличие налета в межзубных промежутках при отсутствие чистки зубов нитью). Видно все. После окончания консультации полученные снимки можно распечатать пациенту или записать их на диск. Эти фотографии, выполненные по стандартам, теперь являются важным документом, ценность которых с годами только растет.

Заключение

Обязанность врача-стоматолога состоит прежде всего в том, чтобы информировать пациента о реальном состоянии его зубов, используя данные дентальной фотографии, предложить пути решения имеющихся проблем(лечебный план) и составить прогноз, а предпринимать какие-либо действия или нет – это уже забота пациента. Если пациент имеет право на выбор стоматолога, то и стоматолог должен иметь право на выбор пациента. Путь сотрудничества в достижимом восстановлении здоровья, когда компетентный врач и информированный пациент вместе принимают решения и несут за них совместную ответственность, является наиболее перспективным для обеспечения долгосрочного клинического успеха. И дентальная фотография состояния зубов по заданному стандарту – прочная основа для такого сотрудничества.