Виды распечатки фотографий. Первое русское фотосообщество. Какие существуют способы печати фотографий
Фотопечать - общее название для нескольких методов, при помощи которых переносятся рисунки на различные твердые поверхности. Так, технология фотопечати на стекле позволяет нанести изображение на стекло непосредственно либо через пленку. Каждый из вариантов имеет свои особенности и нюансы, которые рассмотрим ниже.
Нанесение фотопечати на стекло значительно расширило возможности проектирования дизайна интерьеров. Причем, на сегодняшний день, его используют не только для декорирования стекла, но также различной мебели, потолков, стен, стеклянных перегородок и других твёрдых поверхностей.
Виды фотопечати на стекле
- «Прямой» - происходит печать композиций на любых стеклянных поверхностях посредством установки специального принтера. В данном случае, используются специализированные цветные краски, которые под воздействием ультрафиолетового излучения и высокой температуры проникают глубоко в поверхность стекла. Данная технология позволяет создавать изображения любых размеров, при этом, они будут максимально детализированными и яркими.
- «Плёночный» - название точно отображает суть. На специальную прозрачную плёнку наносится цветной рисунок, после этого плёнка с изображением клеится на нужную поверхность. Как правило, для скрепления рисунка и стекла используется полимерный клей. После выполнения первых двух этапов, на клей воздействуют ультрафиолетовым излучением, что позволяет ему затвердеть и максимально крепко скрепить между собой плёнку и стеклянную поверхность.
- «Триплексная» - наименее известная технология фотопечати на стекле. В ее основе лежит пленочный вид, только тут плёнку с напечатанным текстом помещают между двумя листами стекла. Данный метод считается самым надёжным, так как композиция защищена с двух сторон.
Плюсы и минусы
Главными достоинствами этого вида декора является следующие:
- Полученные изображения устойчивы перед механическим и химическим воздействиями - например, при сплавлении стекла слой с картинкой не отслаивается. Поверхность с напечатанным рисунком можно мыть обычным моющим средством. Однако, особенно при пленочном нанесении, все же стоит обходить стороной агрессивные и абразивные средства.
- Миллионы оттенков и цветов позволяют создавать необычайно реалистичные картины.
- Нельзя не отметить скорость изготовления композиции – процесс занимает минимум времени.
- Конечно, как не сказать о цене? Цены на нанесение фотопечати на стекло доступны для широко круга людей.
За счёт этих положительных качеств, данный тип декорирования твёрдых поверхностей смог объединить в себе функциональные и творческие (художественные) стороны. Также стоит отметить, что данная технология не ограничивает своих потребителей в печати только фотографий, она позволяет имитировать авторские техники витражей, например, Тиффани.
Среди минусов выделим следующие:
- Принтерное нанесение рисунков ценится гораздо ниже, нежели ручная работа любого художника.
- Если максимально близко к изображению сфокусировать взгляд, видно точечное нанесение рисунка.
- Специалисты так и не сошлись в общем мнении о долговременности этого вида украшения стекла и другой мебели.
Несмотря на скромность специалистов, компании-производители красок дают очень громкие обещания по сроку службы этого украшения.
Уход за фотопечатью
Так как данная технология существенно успела продвинуться в своей технической части, изображения, напечатанные на стекле принтером, можно чистить практически любым моющим средством. Это позволяет хозяевам без опаски при необходимости очищать изображения от серьёзных загрязнений, а для ежедневного ухода будет достаточно простого протирания влажной тряпкой. Единственное, избегайте средств с крупными твердыми частицами и отдавайте предпочтение мягким безворсовым тканям во избежание царапин и потертостей.
Также не рекомендуется прямое попадание солнечных лучей. Как ни крути, а солнце может вызывать гораздо большее нагревание, чем любая электрическая лампа, что в свою очередь может привести к выцветанию даже самых качественных и стойких красок. Данный дефект будет очень заметен при неравномерном попадании солнечных лучей на рисунок.
Также, если вы решили использовать вместе с напечатанным рисунком подсветку, то лучше это делать перед самим изображением, так как оно плохо пропускает свет. Если принято решение использовать подсветку вблизи такого рисунка, то лучше использовать лампы с минимальной температурой нагрева.
Если следовать этим простым правилам по уходу, то можно сохранить рисунок в первоначальном виде долгое время.
Яркое изображение на
стеклянной столешнице
обеденного стола
нанесено методом фотопечати
Фотопечать на стекле - один из трендовых декоративных приемов художественного оформления стеклянных изделий и мебели. Этот способ позволяет получить красивые высокоточные полноцветные изображения.
Существуют разные способы фотопечати на стекле - прямая фотопечать, пленочная фотопечать и триплексная.
Прямая печать , когда изображение наносится непосредственно на стеклянную поверхность, производится ультрафиолетовыми (УФ) чернилами либо керамическими запекаемыми красками .
Сущность технологии УФ фотопечати заключается в переносе изображений на стекло посредством принтера, оснащенного ультрафиолетовыми лампами. Предварительно стеклянная поверхность обрабатывается особыми химическими веществами - праймерами, чтобы краска лучше проникла в материал, а рисунок был более устойчивым. Затем специальные фиксирующие фотополимерные чернила наносятся на стеклянную поверхность и подвергаются воздействию УФ-излучения для так называемой «сушки». Изображения фотографического качества, полученные таким образом, износоустойчивы и долговечны. Недостаток УФ печати - высокая стоимость по сравнению с сольвентной печатью, про которую речь пойдет чуть позже. Однако, определяющим фактором при выборе УФ печати становится качество и долговечность.
При использовании керамических красок изображение, нанесенное на широкоформатном цифровом принтере, подвергается обязательной закалке. Под действием высокой температуры краска впекается в стеклянную поверхность и становится ее частью. Изображение, полученное этим способом, устойчиво к внешним воздействиям (перепаду температур, влаге, химически агрессивной среде) и истиранию - краску, ставшую частью верхнего слоя стекла тяжело повредить. Закаленное безопасное стекло со стойким изображением фотографического качества находит широкое применение при наружном остеклении.
Прямая печать может выполняться как с лицевой стороны стекла, так и с изнаночной. Безусловно, печать с обратной стороны безопаснее для всех видов стекол и красивее для прозрачного стекла. Иногда для защиты рисунка с лицевой стороны используют ламинацию (покрывают пленкой) или покрытие лаком.
Более простой способ фотопечати - печать на пленке . Для нее используется специальный принтер и сольвентные краски, которые нанося в жидком виде на прозрачную пленку, высыхают естественным путем, а затем наклеиваются на стеклянную поверхность с обратной стороны. В этом случае применяется зеркальный метод печати. Однако, несмотря на то, что пленка располагается с изнаночной стороны изделия, при неаккуратном обращении ее можно поцарапать острым предметом, со временем края пленки могут отслаиваться от стекла или скручиваться. Иногда поверх изображения на прозрачной пленке, может наклеиваться белая матовая пленка. Например, для стеклянного фартука - прозрачные участки, которые некрасиво будут выглядеть на фоне стены, будут естественно смотреться на белом фоне.
Несмотря на выше описываемые недостатки, в этом способе фотопечати на пленке есть одно несомненное достоинство - надоевшее изображение можно менять так часто, как захочется. Однако эту работу лучше доверить профессионалам. Клеить самим, если Вы не специалист, не стоит, можно потратить время, нервы и деньги, заплаченные за пленку, а в итоге результат может разочаровать.
Сольвентная печать позволяет создавать яркие и сочные цветные образы, которые по сравнению с УФ печатью обойдутся намного дешевле. Но если не стоит вопрос об экономии, то предпочтение лучше отдать УФ печати с более лучшей цветопередачей.
Пленка с фотопечатью может использоваться при триплексовании. В этом случае высококачественная пленка с изображением помещается между двух стеклянных листов, которые склеивают между собой посредством температурной обработки и высокого давления. Полученное таким образом стеклянное изделие отличает высокая устойчивость к механическим воздействиям, перепадам температур, выцветанию и абсолютно безопасно для человека.
Фотопечать может наноситься на любые стекла - , и пр. Изображение может быть плоским, когда наносится на гладкую поверхность, и объемным, когда печатается на рельефной поверхности. Также рельеф рисунку можно придать посредством краски, выступающей над поверхностью стекла.
Метод нанесения термостойкого
изображения фотопечатью
на стекле
Выбор изображения для фотопечати чрезвычайно широк. Перенести на стекло можно любую личную фотографию или понравившийся рисунок - репродукцию известных картин, пейзаж, портрет, природные мотивы, графику, узоры, орнамент, абстракцию и многое другое. С помощью фотопечати можно создать имитацию различных природных материалов (дерево, мрамор, камень и пр.) и 3D рисунки различной сложности.
Высокое качество и четкость изображения, цветопередача, устойчивость к солнечному свету позволяют методу переноса фото на стекло сохранять актуальность при декорировании мебели и изделий из стекла. Фотопечать украшает межкомнатные двери, стеклянные перегородки, столешницы, стеклянную мебель (столы, подвесные шкафы и полки), стеклянные панели, потолки, полы, ограждения лестниц, окна. Способом фотопечати можно оформить стекло с логотипом или фирменной символикой организации для офиса. Оригинальный фартук для кухни из стекла с фотопечатью стал достойной альтернативой традиционной кафельной плитке, а водонепроницаемость стеклянных изделий с фото позволяет декорировать кухни, душевые и ванные комнаты. Фотопечать оживит и украсит любое изделие из стекла - посуду, светильники, картины, сувениры.
Украшенные рисунками фасады шкафов, перегородки и настенные панели можно встретить в разных стилях интерьера: модерн, кантри, фьюжн… Фотопечать на стекле отличает высокая детализация, богатая цветопередача, яркость, глубина оттенков.
Усовершенствованные методики «рисования» расширили область применения стеклянного декора, обогатили ассортимент материалов и сделали процесс более бюджетным. Стало возможным нанести рисунок даже на утолщенные материалы с рельефной поверхностью.
Фотопечать на стекле или прозрачной пленке используют в производстве:
- декора для дверей, потолков, лестниц, межкомнатных и душевых перегородок;
- мебели - делают прозрачные или непросвечивающиеся вставки, накладки;
- украшений для светильников, столешниц, кухонных фартуков;
- сувенирной продукции, посуды, прозрачных картин.
Чаще всего фотопечать применяют на дверцах шкафов и кухонных фартуках
6 преимуществ фотопечати
Есть минимум шесть причин популярности фотопечати на стекле:
- Нет ограничений по рельефности поверхностного слоя - можно получать объемные, реалистичные эффекты.
- Изображения устойчивы к деформации, механическим воздействиям, солнечным лучам (если используются УФ-методы), не боится перепадов температур.
- Большое разнообразие визуальных решений - доступны варианты от собственного фото до имитации витражей, природных фактур.
- Универсальная технология позволяет создавать сложные рисунки (например, с градиентным переходом цвета) на разных поверхностях;
- Печать на стекле или прозрачной пленке обходится дешевле по сравнению с другими вариантами создания оригинального декора.
- Нанесение рисунков не занимает много времени.
Виды стекла
Оборудование и технологии фотопечати на стекле сочетаются с разными материалами. Производители используют:
- матовую основу: непросвечивающий слой - защита от любопытных глаз, поверхность не бликует;
- триплекс - многослойная основа, придающая рисунку объемность и предохраняющая его от порчи, царапин (декоративный слой находится между двумя стеклянными);
- флоат - прозрачный, тонированный по массе материал толщиной 0,4-25 мм со сверхгладкой поверхностью и оптическими параметрами, исключающими искажение графики;
- оптивайт - осветленная разновидность материала, сохраняет цветопередачу на 100 %, не искажая оттенка;
- акрил (оргстекло) - доступный, практичный и легкий синтетический материал;
- окрашенную массу - в состав добавляют красители, обрабатывая его по флоат-технологии или вытягивая вертикально;
- лакобель - транспарентная влагостойкая основа, с одной стороны покрытая слоем лака/краски из палитры Lacobel;
- зеркала.
Стандартное толстое стекло требует цветокоррекции. Зеленоватый оттенок искажает краски изображений. Проблему решает использование оптивайта, лишенного этого недостатка.
Плоттер наносит изображение на оргстекло
Обзор технологий
Существует три основных технологии фотопечати на стеклянной основе:
- прямая, принтерная - материал обрабатывают подготовительными праймерами, наносят декор, закрепляют результат лампами ультрафиолета - поверхность сохраняет свой вид и яркость цвета долгое время;
- пленочная - декоративный слой наносят на пленку, прикрепленную полимерными клеями к основе;
- триплекс - пленку с декором помещают между двумя стеклянными слоями, надежно защищающими ее от повреждений.
Каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Триплексы легко вставлять в двери, перегородки, лестничные ограждения. Они дают двусторонний обзор. Пленку проще заменить, если декор надоест, но она ненадежна.
Прямая УФ-технология - лучший метод, потому что:
- сочетается с листами толщиной до 50 мм;
- допускает использование белого цвета без потери качества изображения;
- рисунок устойчив к химическим веществам, истиранию, влаге;
- линии четкие, детализированные, а оттенки насыщенные;
- отличается высокой скоростью и простотой работы.
Стоимость стеклянного декора зависит от площади/размера предмета, разрешения изображения, применяемого материала. Увеличивают цену дополнительные опции: создание эскиза, постпечатная обработка, установка креплений, подсветки. Ускоренное изготовление также обходится дороже.
Триплекс считается самой надежной технологией - рисунок держится годами
Прозрачная пленка с фотопечатным рисунком
Прозрачные пленки удобны, если к изображениям не предъявляют повышенных эксплуатационных требований. Декорированную основу наносят на мебельные фасады, вертикальные поверхности, шкафы-купе. Обязательное требование - стопроцентная прозрачность печатного слоя.
Основу наклеивают на стекла с изнаночной стороны (для защиты рисунка). После наклеивания принта изделие нужно выдержать сутки, а затем нанести второй слой белой пленки. Матовые пленки дают лучший результат, легко «прикатываются», но прочность у них меньше.
Как работает ультрафиолетовый принтер?
УФ-методы печати сегодня применяют чаще прочих благодаря их простоте, скорости, практичности. Как и в интерьерной печати , для этого используют широкоформатные принтеры/плоттеры и специализированные краски. Сольвентные чернила проникают вглубь стекол, не растекаясь, а ультрафиолетовые - затвердевают на поверхности под воздействием УФ-лучей.
Благодаря полимеризующимся краскам , изображения передаются с фотографической точностью. Перед работой поверхность подготавливают:
- очищают от пыли;
- полируют и обезжиривают;
- обрабатывают праймерами для улучшения адгезии.
Размеры капель в прогрессивных печатающих головках регулируются. Принтер работает с шестицветной схемой, отчего рисунок выглядит реалистично. Принцип работы аналогичен струйной печати. Встроенные УФ-лампы фиксируют картинку. Дополнительную прочность поверхности придает постобработка лаками.
УФ-принтер для широкоформатной печати на стекле
Технология скинали
Распространенная область применения УФ-печати - изготовление стеклянных кухонных фартуков (скинали). Это удачная альтернатива керамическим поверхностям, которые более хрупки и выгорают со временем. Фартуки-скинали защищают стены от грязи, жира, легко моются, долговечны.
Технология изготовления скинали: стекло толщиной 6 мм закаливают для прочности и безопасности, делают вырезы под крепежи, розетки. Изображение наносится с изнаночной стороны и не подвергается механическим воздействиям. Используются термоустойчивые краски, поэтому размещенная рядом плита не будет проблемой.
С помощью скинали можно получить яркий интерьер
Студии дизайна предлагают целые каталоги с изображениями для скинали, разрабатывают индивидуальные макеты. Можно подобрать рисунки самостоятельно.
Больше о производстве скинали можно узнать из этого видеоролика:
Итоги
- Фотопечать - способ украсить мебель и элементы интерьера изображением по собственному вкусу.
- Для печати используют прозрачные, матовые, многослойные, фактурные стекла, акрил, оптивайт, зеркала.
- Наиболее прогрессивная технология - ультрафиолетовая печать сольвентными или ультрафиолетовыми чернилами, пленки менее практичны.
Давайте раз и навсегда поставим точку в спорах о том, что, де, без
фотошопа было чистое искусство, фотографии вообще не обрабатывались,
ничего с ними не делалось, а печатали их "как есть", что все дело
только в съемке, а кто не снял как следует и вздумал потом фотографию
обработать, тот не фотограф, а мошенник и трюкач. Для этого почитаем
вот такую вот статью Игоря Ильинского о холокопии и той самой
знаменитой unsharp mask (нерезкой маске), но только не в фотошопе,
а в темной комнате за увеличителем. И таких приемов там просто масса.
Некоторые из них упоминаются в статье. Это то, чем реально пользовались
и пользуются профи в лабораториях.
Получение качественного отпечатка с чёрно-белого негатива требует выполнения
целого ряда условий, основным из которых является правильный подбор фотобумаги.
Известно бытующее среди фотографов требование на зтот счёт: контрастный негатив
требует для печати мягкой по контрастности фотобумаги, а мягкий, наоборот,
контрастной.
Методы нерезкой маски и холокопии
В статье «Чёрно-белая печать без секретов» (ФМ № 5, 6"02) было
уточнено это требование, исключающее субъ-ективизм как при оценке контраста
негатива, так и при выборе фотобумаги для него. В статье было указано условие
(выведенное на основе сенситометрического метода как наиболее объективного),
позволяющее из большого ассортимента чёрно-белых фотобумаг выбрать именно ту,
которая наилучшим образом подходит к конкретному негативу. Таким условием
является соответствие контраста негатива, численно выраженное интервалом его
оптических плотностей (ΔD H), контрасту используемой фотобумаги,
выраженному интервалом её полезных экспозиций (L ф/б). Это
соответствие, характеризующее правильность подбора фотобумаги к негативу,
выражается известным равенством: ΔD н = L ф/б. В
статье указывалось также, как определить численное значение ΔD H
негатива и найти интервал L ф/б фотобумаги. Сенситометрический способ
подбора фотобумаги к негативу является наиболее правильным, теоретически
обоснованным и практически проверенным. В большинстве случаев он даёт хорошие
результаты, позволяя получить вполне качественный с технической точки зрения
отпечаток.
ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ ОТПЕЧАТОК. КАКОВ ОН?
Одним из критериев высокого технического качества снимка является позитивное
изображение, света которого имеют максимальную деталированность (например,
хорошо воспроизведена мелкая фактура светлой ткани, светлого меха и т. д.) и
переданы чистым, почти белым тоном. Глубокие тени хорошего снимка, при наличии
деталей в них, наоборот, должны быть переданы плотностями, близкими к
максимально возможному почернению используемой фотобумаги. Естественно, должны
быть проработаны детали и в полутонах снимка. Для иллюстрации сказанного
рассмотрим снимки, представленные на фото 1а, б. Отпечаток на фото 1а можно
считать более удачным, поскольку при хорошей деталированности его градация
максимальна, она соответствует возможностям используемой фотобумаги, т. е. на
отпечатке есть как чистые, почти белые тона (участки кожи на лице, теле), так и
почти чёрные (ткань). От использования полной градации тонов отпечаток как бы
серебрится, «звенит». Отпечаток на фото 1б имеет невысокое
качество. При наличии деталей в светах, тенях и полутонах он воспринимается тем
не менее серым и тусклым. Причина этого - неполное использование градационных
возможностей фотобумаги, т. к. для печати была выбрана фотобумага, не
соответствующая негативу по контрастности. Отпечаток снимка был выполнен на
мягкой фотобумаге, у которой интервал полезных экспозиций значительно превышал
интервал оптических плотностей негатива. Поэтому диапазон экспозиций, сообщённый
этой фотобумаге при печати с негатива, оказался значительно меньше необходимого,
что и привело к неполному использованию градационных возможностей фотобумаги
и, как следствие, к невысокому качеству снимка. Для получения отпечатка,
представленного на фото 1а, условие соответствия контраста негатива и
фотобумаги было выполнено, т. е. ΔD H = L ф/б. В
результате сообщённый фотобумаге при печати диапазон экспозиций оказался
соответствующим диапазону экспозиций, при котором фотобумага позволяет получить
на отпечатке полную градацию тонов - от почти белых (света на снимке) до почти
максимально чёрных (тени). Из приведённого примера мы можем сделать очень важный
практический вывод: хороший отпечаток отличает как наличие деталей в светах,
тенях и полутонах, соответствующее нашему восприятию объекта, так и полная
градация чёрно-белых тонов используемой фотобумаги. Здесь уместно заметить, что
отпечатки на глянцевой фотобумаге имеют лучшую градацию тонов, чем на матовой.
Таким образом, сенситометрический способ подбора фотобумаги к негативу даёт
хорошие результаты, позволяющие, как правило, получать вполне качественные
отпечатки.
B БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, НО НЕ ВСЕГДА...
К сожалению, довольно часто не удаётся получить хороший отпечаток и с вполне
качественного негатива. Правильный подбор фотобумаги к такому негативу, точно
найденная выдержка при печати и тщательно проведённая химико-фотографическая
обработка снимка ещё не гарантируют получение отпечатка, удовлетворяющего
взыскательного фотографа. Если же имеются негативы, не отвечающие необходимым
требованиям качества (например, очень контрастные или вялые, очень плотные или
прозрачные и т. д.), то с них сложно получить даже удовлетворительные снимки.
Недаром чёрно-белая фотопечать считается среди фотографов не менее, а часто и
более сложной, чем фотопечать цветная. В чём причина этих сложностей и какова их
природа? Как их преодолеть? Ответам на эти вопросы и посвящена настоящая
статья. В ней будут рассмотрены некоторые из нетрадиционных, а потому не
имеющих широкого применения способов фотопечати. Они позволяют получать хорошие
отпечатки не только с не вызывающих каких-либо претензий негативов, но и с
негативов, получение отпечатков с которых без использования специальных приёмов
печати практически невозможно. В практике съёмки достаточно часто получаются
негативы с большим общим контрастом, интервал плотностей которых
(ΔD H) порой превышает интервал полезных экспозиций
(L ф/б) Даже самой мягкой фотобумаги. Появление подобных негативов
вызвано такими причинами, как неправильное определение экспозиции при съёмке,
большой интервал яркостей объектов съёмки, одновременная химико-фотографическая
обработка всей экспонированной плёнки с изображением различных по контрасту
объектов и др. Подбор бумаги для печати с таких негативов или изменение режимов
обработки фотобумаги не всегда дают положительные результаты. Объясняется это
тем, что каждый негатив характеризуется не только величиной общего контраста,
определяемого разностью между максимальной D H max и
минимальной D H min плотностями изображения, т. е. значением
ΔD H , но и так называемым микроконтрастом δD, т. е.
контрастом между любыми отдельными деталями негативного изображения. Поэтому при
печати, например, на мягкой фотобумаге, интервал полезных экспозиций которой
соответствует общему контрасту негатива (т. е. выполняется условие:
ΔD H = L ф/б), микроконтраст позитивного изображения
может уменьшиться по сравнению с микроконтрастом негатива, и отдельные
малоконтрастные детали, имеющиеся на негативе, могут вообще на отпечатке не
воспроизвестись. При печати же на контрастной фотобумаге мы получим хорошую
проработку малоконтрастных деталей негатива, но при этом потеряем детали в
светах или тенях позитивного изображения, поскольку в этом случае
ΔD H превышает L ф/б, а значит, не выполняется условие
соответствия друг другу двух этих параметров. Таким образом, возникает
противоречивое требование, когда для получения деталей в светах и тенях позитива
требуется более мягкая фотобумага, чем для воспроизведения участков того же
негатива, имеющего малоконтрастные детали. Разумеется, это противоречие может
возникать не только при печати с контрастных и высококонтрастных негативов, но
с любых других. Следовательно, основная причина трудности получения хорошего
отпечатка заключается не только в выборе необходимой фотобумаги, но и в
особенностях самого негативного изображения. Рассмотрим пример. Показанный на
фото 2а негатив имеет очень высокий контраст. Интервал его оптических плотностей
равен 1, 6. Для фотопечати с этого негатива нужна мягкая фотобумага с L = 1,
6. В то же время микроконтраст между некоторыми деталями негатива (булыжная
мостовая, тротуар, кирпичная поверхность здания и др.) очень низок и не
превышает 0, 6-0, 8 (δD = 0, 6-0, 8). Поэтому если печатать на мягкой
бумаге, малоконтрастные участки негатива окажутся плохо проработанными (фото
2б). При печати на контрастной фотобумаге с L ф/б = 0, 7
микроконтраст позитивного изображения возрос, значительно улучшилась
проработка малоконтрастных деталей. Однако пропали детали в тенях и ухудшилась
их проработка в светах, поскольку фотобумага в этом случае не соответствует
общему контрасту негатива (фото 2в). Для получения качественных отпечатков в
подобных случаях, а также в случаях, когда контраст негатива столь велик, что
для печати с него не существует необходимой по контрастности фотобумаги,
прибегают к нетрадиционным способам фотопечати. Большинство таких способов
фотопечати позволяет уменьшить или скомпенсировать общий контраст негатива, не
влияя при этом на его микроконтраст, что позволяет использовать при печати
контрастный позитивный материал и тем самым значительно улучшить качество
отпечатка. Наибольшее применение имеют способы выравнивания контраста негатива
по принципу маскирования, основанные на уменьшении эффективного интервала
оптических плотностей негатива за счёт применения дополнительного поглощающего
слоя (маски), который используется вместе с оригинальным негативом. Это, прежде
всего, способ нерезкой маски, способ «мок
рой» печати,
метод сине-жёлтого тонирования и метод фильтрации деталей проявлением (ФДП).
Используются также способы, влияющие как на изменение свойств и фотографических
характеристик используемой для печати фотобумаги, так и градационных параметров
негатива. Это метод предварительной засветки фотобумаги и холоко-
пия.
Два из перечисленных методов мы сейчас и рассмотрим.
СПОСОБ НЕРЕЗКОЙ МАСКИ
Этот способ является одним из наиболее распространённых нетрадиционных методов
фотопечати. Он заключается в том, что с негатива, имеющего большой общий
контраст ΔD H , изготавливается нерезкая позитивная копия (маска)
на фотоматериале с прозрачной подложкой и с контрастом ΔD н.
Перед печатью маска точно совмещается с негативом, что позволяет снизить его
общий контраст, т. к. при накладывании диапозитива-маски против прозрачных
участков негатива будут находиться плотные участки маски, а против тёмных
участков - прозрачные. Экспонирование через такой совмещённый с маской негатив
приводит к уменьшению интервала экспозиций, сообщаемых позитивному материалу
при печати. Выгодно при помощи маски так уменьшить контрастность негатива, чтобы
при печати можно было взять контрастную бумагу, о преимуществах использования
которой говорилось выше. Изготовление маски осуществляют путём контактной
печати с негатива на малоконтрастную и малочувствительную фотоплёнку. Для этого
рекомендуется применять фототехническую плёнку ФТ-10 или ФТ-11, но не
контрастнее плёнки ФТ-20. Можно применять и другие плёнки, но проявлять их надо
особенно мягко. Контактную печать для получения нерезкой маски проводят через
стекло, помещённое между негативом и фотоплёнкой (рис. 1). Хорошие результаты
получаются при толщине стекла 3 мм. Если стекло тоньше, труднее совмещать
контуры негативного изображения и маски. Печатать следует при рассеянном свете
«молочной» лампы. Чем больше интервал оптических плотностей маски,
тем меньше будет общий контраст негатива при их совмещении, тем более
контрастная фотобумага понадобится для получения отпечатка. Интервал оптических
плотностей маски ΔD н можно определить, исходя из контраста
негатива (ΔD H) и полезного интервала экспозиций фотобумаги
(L ф/б). выбранной для печати, по следующей формуле:
ΔD M = ΔD H - L ф/б.
Как правило, фотолюбитель не располагает измерительными приборами, поэтому
интервал плотностей маски можно оценить визуально. Изготовив несколько масок с
разным контрастом, можно выбрать ту, которая позволит получить отпечаток
наилучшего качества на имеющейся контрастной фотобумаге. Маски с разным
контрастом (интервалом плотностей) можно получить или путём изменения времени
проявления плёнки, используемой для их изготовления, или путём изменения
выдержки при контактной печати через стекло. Изготовив несколько масок, можно
выбрать ту, которая позволит получить отпечаток наилучшего качества на
используемой фотобумаге. На фото 3 представлены контрастный негатив (а) и
нерезкая позитивная маска с этого негатива (б). Интервал оптичеcких плотностей
негатива (AD) равен 1, 9, что требует приме-нения для печати очень мягкой
фотобумаги, отсутствующей в ассортименте. Кроме того, печать на очень мягкой
фотобумаге, даже при её наличии, привела бы к неизбежной потере множества
малоконтрастных деталей, имеющихся на негативе. Поэтому для печати решено
использовать контрастную фотобумагу с L = 0, 8, а из серии изготовленных
нерезких масок была выбрана та, у которой ΔD M = 1, 1. Это
значение интервала плотностей маски найдено по формуле, приведённой выше.
Использование маски позволило получить отпечаток с выровненным контрастом,
хорошей градацией и максимальной детали- рованностью (фото Зв), в отличие от
отпечатка, полученного на той же контрастной фотобумаге без использования
нерезкой позитивной маски (фото Зг).
Способ нерезкой маски достаточно трудоёмок, но он даёт, как видим, хорошее
выравнивание контраста негатива, позволяет производить печать с очень
контрастных негативов на контрастной фотобумаге и получать позитивное
изображение с высокой степенью деталированности.
МЕТОД ХОЛОКОПИИ
Качество позитивного изображения часто зависит от того, насколько велика
плотность участков негатива, соответствующих его светам. При обычной фотопечати
для копирования используются лишь относительно прозрачные участки негатива, где
количество серебра, образующего изображение, сравнительно невелико. Большие
плотности негатива, соответствующие его светам, содержат значительно больше
серебра, а, следовательно, и больше информации об объекте съёмки, т. е. больше
деталей.
Однако при обычной печати не удаётся воспроизвести всю имеющуюся информацию из
плотных участков негатива: детали в светах упорно не пропечатываются. Это
происходит потому, что одни зёрна проявленного серебра экранируют во время
печати другие, более мелкие, содержащие информацию о мельчайших деталях объекта.
Высокие плотности светов характерны для высококонтрастных негативов с большим
значением ΔD н, когда трудно извлекаемая информация содержится в
верхней части характеристической кривой негативного материала (рис. 2). На
рисунке характеристической кривой штриховой линией показан участок негативного
изображения, детали которого обычной печатью извлечь не удаётся. Для того чтобы
изменить положение характеристической кривой, нужно увеличить прозрачность
негатива на участках, имеющих большую плотность и находящихся в верхней части
кривой. Метод холокопии (от греч. holos - совершенный) позволяет это сделать.
Он даёт возможность выполнить не только качественную печать с контрастных
негативов, но и значительно уменьшить зернистость негатива и получить очень
деталированное, с большим числом полутонов позитивное изображение. Он настолько
улучшает передачу деталей на отпечатке, что малоформатный негатив практически
делается равноценным негативу более крупного формата. Технология обработки
методом холокопии состоит в следующем. Высококонтрастный негатив с участками
большой плотности обрабатывают в отбеливающем растворе такого состава:
Длительность отбеливания до полного исчезновения тёмных пятен в наиболее плотных
участках негативного изображения составляет 4-10 мин. Наблюдать за ходом
процесса необходимо со стороны основы. Затем негатив промывают и сушат.
Фотопечать производят с отбелённого негатива обычным способом. Отбелённый
негатив, в котором металлическое серебро переведено в хлорид (AgCI), имеет
повышенную прозрачность. Поэтому при печати свет пройдёт через все
микрокристаллики хлорида серебра, отчего на позитиве будет передано значительно
больше деталей, чем при печати с обычного чёрно-белого негатива. Кроме того,
кристалл хлористого серебра более компактен и занимает меньшую площадь, чем
исходные частицы металлического серебра. Это позволяет получить более
мелкозернистое изображение, чем с неотбеленного негатива. При необходимости
отбелённый негатив можно восстановить вновь, проявив его на свету в любом
мелкозернистом проявителе. Практическое использование рассматриваемого метода
проиллюстрировано на фото 4. Фото 4а выполнено с оригинального негатива на
особо контрастной фотобумаге с выдержкой по теням (прозрачным участкам)
негатива. Детали и фактура в тенях позитивного изображения получились очень
хорошо проработанными и нормальными по плотности, тогда как света оказались
сильно недоэкспонированными с потерей деталей и качества. Фото 4б напечатано по
светам (самым плотным участкам) негатива. При этом света на отпечатке
получились всё равно недостаточно проработанными, с плохо выраженной фактурой
из-за их высокой плотности на негативе. В светах изображения появилось зерно.
Тени на отпечатке из-за большой передержки почти не де-талированы. Отпечаток,
представленный на фото 4в, получен с холокопи-рованного негатива (фото 4г). Для
печати использовалась та же особо контрастная фотобумага, что и для двух
предыдущих снимков, но качество полученного отпечатка намного выше. Как света,
так и тени на отпечатке хорошо проработаны и деталированы. Чётко выявлена
фактура кожи модели. Зерно, в отличие от предыдущего снимка, практически
отсутствует. Метод холокопии может с успехом применяться при печати не только с
контрастных негативов, но и с негативов нормальной контрастности, имеющих
участки с большой плотностью. Высококачественный отпечаток на контрастной
фотобумаге получается почти всегда.
РЕЗЮМЕ
Умелое использование предложенных нетрадиционных способов фотопечати позволяет
квалифицированному фотографу, уже прошедшему начальные этапы овладения
искусством черно-белой фотографии, получать снимки технически ещё более
совершенные, а значит, и оказывающие на зрителя более сильное эмоциональное
воздействие. В дальнейшем предполагается рассмотреть и другие из упомянутых
методов нетрадиционной фотопечати. Фото автора.
Здравствуйте, дорогие читатели! Последнее время, особым признанием пользуется фотопечать на стекле, что она из себя представляет, а также где применяется, Вы узнаете из этой статьи!
Итак, как же можно использовать фотопечать на стекле при декоре интерьера? Технология фотопечати, применяется для создания декора мебели, кухонных фартуков, столешниц, стеклянных дверей шкафов, межкомнатных дверей, комнатных перегородок. Потрясающе, не так ли?! Декору можно подвергнуть практически все основные детали интерьера, меня допустим более всего привлекают кухонные фартуки (примеры таких фартуков будут представлены на фото ниже), которые в миг сделают кухню не только стильной, но и эксклюзивной!
Данная технология позволяет нанести на поверхность стекла любые изображения: животных, цветов, природы, людей, автомобилей, техники, предметов, абстракции, различные узоры и так далее. При сильном желании профессионалы могут нанести семейное фото! Представляете, какой полет фантазии?
Преимущества фотопечати на стекле.
Поверхность с фотопечатью обладает привлекательным внешним видом, к тому же считается практичной и долговечной. Материал не боится воздействий влаги, солнечных лучей и химических составов. Изделие с применением фотопечати легко очищается простыми полирующими средствами. Нельзя не упомянуть, что на поверхность стекла можно нанести абсолютно любое изображение, будь то просто понравившаяся картинка или любимое семейное фото.
Разновидности фотопечати на стекле.
Существует несколько видов фотопечати: использование готового рисунка (нанесенного на тонкую пленку) и печать на само стекло (уф-фотопечать и уф-фотопечать с применением нанокрасок).
Разберем каждый вид по отдельности:
1. Пленка с готовым изображением приклеивается с тыльной стороны стекла, в этом случае лицевая часть остается гладкой и без изменений. Такой метод является наиболее популярным и приемлемым по стоимости. Но это вовсе не означает, что весь процесс нанесения пленочного изображения прост, нередко для получения готового и эффектного изображения используется несколько слоев специализированной пленки с различными цветовыми переходами, из-за чего процесс наклеивания становится времязатратным, так как на приклеивание одного слоя уходит порядка одних суток. К тому же сам процесс очень ответственен, ведь нужно постоянно следить, чтобы на поверхности не появились «пузыри» — воздушные каверны.
2. Фотопечать непосредственно на стекле , еще называют полноцветной фотопечатью. Изображение наносится с применением специальных машин (принтеры для УФ фотопечати) — ультрафиолетовыми лучами.
УФ-фотопечать, подразделяется на два способа. 1. На подготовленное стекло наносится тонкий слой основы, а именно прозрачный лак, на который собственно и наносится изображение. 2. Печать сразу на стекло при помощи обжига красок ультрафиолетом.
УФ-фотопечать с применением нанокрасок. Благодаря своему составу, такие краски приникают в микропоры даже самого идеально-гладкого стекла, причем такие краски совершенно не боятся воздействий высоких температур, они настолько въедаются в поверхность стекла, что делают изображение устойчивым к различным механическим воздействиям! В отличии от пленочной печати, рисунок получается более реалистичным и насыщенным. Кроме того изделие не отслаивается по углам, не скатывается и не отстает от поверхности. Поэтому такой вид фотопечати можно использовать даже вне дома.
Из видео Вы узаете, как происходит ручное нанесение фотопечати на стекло с тыльной стороны:
В заключении хотелось бы сказать, что фотопечать будет выгодно смотреться не только на матовых поверхностях, но и на зеркальных, глянцевых и даже прозрачных материалах. Такие стеклянные элементы помогут украсить и даже преобразить внутренние части помещений, а при необходимости использоваться в оформлении внешнего фасада здания. Ограничений по выбору изображения просто не существует, можно использовать обычную графику или нанести собственную фотографию. Кроме всего прочего, рисунок на стекле выглядит очень стильно, модно и неординарно.
Уважаемые читатели, интерьерная индустрия не стоит на месте, а постоянно совершенствуется и развивается, еще несколько лет назад мы не знали о фотопечати на стекле, а сейчас уже активно используем ее в интерьере. Чтобы не пропустить выход новых, интересных статей рекомендую Вам подписаться на получение новостей с сайта «Уют в Доме».